Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Содержание

Дисграфия у младших школьников: коррекция, причины

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение.

Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с дислексией.

Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк — такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.

Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.

Что такое дисграфия?

Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.

Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.

Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.

Как определить дисграфию?

Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.

Дисграфия проявляется совсем иначе:

  • Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
  • Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
  • Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
  • Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
  • Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
  • Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
  • Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаками препинания.

Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.

Причины возникновения дисграфии?

Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:

  • Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
  • Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
  • Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
  • Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.

Связь устной и письменной речи

Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет сурдопедагог.

Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.

Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения — сфера ответственности полушария правого.

Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.

Виды дисграфии

Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:

  • Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
  • Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего.
  • Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
  • Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.

Можно ли справиться с дисграфией?

Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить.

Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.

Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.

Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.

Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях.

Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением.

Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

  • Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
  • Тренировка фонематического слуха.
  • Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
  • Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
  • Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.

Источник: http://karkusha.su/disgrafiya-u-mladshih-shkolnikov-prichinyi-i-korrektsiya/

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Примеры упражнений при заболевании дисграфия у детей

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения.

Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать.

Заболевание дисграфия у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.

Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при аграмматической дисграфии. Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.

Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.

Как помогают упражнения при дисграфии

Дислексия и дисграфия очень схожи по этимологии и проявлениям, поэтому коррекция и упражнения для них могут подбираться одинаковые. Такие специфические расстройства у детей проявляются в нарушениях использования графики, знаков, букв и других фигур на бумаге.

Обычно симптомы дисграфии начинают настораживать родителей в конце 2го, в начале 3го класса, когда, по норме образования, у ребенка уже должен быть полностью сформирован навык письма. Иногда проявление болезни воспринимается за лень и нежелание обучаться, такой подход загоняет в угол, и навыки начинают еще сильнее ухудшаться из-за давления родителей.

Дисграфия у детей младшего школьного возраста чаще встречается у мальчиков, упражнения с логопедом и дома помогут скорректировать проблему.

В программе коррекции существует два подхода:

  1. Первый поднимает базовые навыки восприятия пространства: координация движений и т. д. Сюда входит система упражнений, которая помогает восстановиться координации мышц всего тела, что помогает приобрести способность правильно двигаться.
  2. Второй восстанавливает функцию письма, помогает ребенку понять пространственную организацию письменного текста.

Логопеды работают с помощью целой системы упражнений, которые помогают добиться четкой артикуляции, силы голоса, установления темпа речи, развивают мелкую моторику пальцев, что помогает устранить дисграфические ошибки при письме. Дидактические упражнения для коррекции дисграфии развивают память, внимание, мышление, помогают наладить речь и письмо, поднимают настрой ребенка на успешное обучение.

Важно! Логопедические упражнения могут быть хорошей профилактикой подобных нарушений, если начать их в дошкольном возрасте. Можно водить малыша в логопедические группы детских садов или на индивидуальные занятия.

Цели и результаты тренировок

При комплексном подходе к коррекции заболевание можно вылечить с хорошим темпом и прогнозами на будущее обучение. В некоторых случаях упражнения при оптической дисграфии придется выполнять длительное время, несколько месяцев, а в худшем варианте – даже несколько лет. Главное – не терять настроя, и систематизировано заниматься с ребенком.

Озаботиться проблемой нужно всем вместе: родителям, учителю, психоневрологу и логопеду. Только при таком подходе удастся добиться хороших результатов.

Основные цели занятий:

  • развитие слуховой, зрительной, двигательной функций организма, которые помогут восстановлению фонематического восприятия у ребенка;
  • обучение четкому различию на слух похожих звуков, отличию гласных и согласных;
  • становление навыков построения правильных предложений;
  • обучение звукобуквенному анализу слов;
  • определение количества звуков в слове.

Дыхательные упражнения улучшают приток крови к мозгу, активизируют газообмен, что значительно облегчает процесс корректировки дисграфии.

Примеры упражнений

Важно понимать, что в диагностике и лечении должны участвовать несколько специалистов, обычно подключают логопеда, психолога, психоневролога. Родители также активно принимают участие в проведении упражнений в домашних условиях, поддерживают ребенка на всем пути.

Некоторые примеры эффективных упражнений, с которыми удобно работать дома:

  1. запоминание графики слов – нужно попросить малыша составить слова из слогов на бумаге. Для младших школьников лучше использовать простые и знакомые для них слова, выделять слоги нужно разными цветами карандашей, так как у детей с дисграфией очень хорошо развита зрительная память;
  2. написание вслух – важно попросить ребенка записывать слова и предложения, проговаривая при этом слоги вслух и выделяя цветными карандашами на бумаге. Пример написания: важ-ны-й, стОл, мОлОко и т. д., важно выделять правильные звуки написания, так как говорим мы совсем не так, как пишем. Главной проблемой таких детей является не понимание разницы между устной и письменной речью – они пишут так, как произносят слово, поэтому важно графически закрепить правильное написание;
  3. игра на увеличение объема предложений – положить перед ребенком лист с несколькими предложениями, оформленными нумерованным списком, в конце каждого предложения нужно написать, сколько слов использовано. Например:
    • Пришла зима. Ударили морозы. Появилась наледь. Выпало много снега. Дети радовались снегу. Они играли в снежки. (16 слов).
    • Маша поехала на дачу. В окне машины мелькали деревья. Девочке было интересно рассматривать. Папа был за рулем автомобиля (18 слов).Далее нужно попросить ребенка разбавить эти сухие предложения словами, которые окрасят речь. Затем составить графические схемы этих мини рассказов (нарисовать на бумаге рассказ);
    • коррекция текста – положить перед ребенком текст из книги или скучного журнала, предложить ему найти в нем определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов, где она имеется. После того, как данный навык будет освоен и закреплен, нужно усложнить задачу, например, вычеркивать одигласный и один согласный звук разными цветами (синий и красный). Через неделю таких занятий можно постепенно переходить на вычеркивание слогов и похожих по звучанию букв: т/д, п/б, у/ю и т. д.

Отдельное внимание стоит уделить написанию диктантов. Данное упражнение будет занимать много времени, начальная стадия и тексты от 150 знаков пишутся не менее 60 минут.

Сначала текст прочитывается родителем вслух четко и медленно, с выражением. Затем текст диктуется по предложениям, уделяя внимание орфографии каждого. Можно попросить ребенка посчитать на слух количество запятых в предложении, проговорить сложные слова из него по слогам. Только после устного разбора можно приступать к записи предложений по частям, обязательно проговаривая вслух.

Важно! Дисграфия у подростков сложно поддается коррекции, упражнения подбираются в таком случае тщательнее, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Некоторые люди остаются всю жизнь с данным заболеванием, из-за упущенного времени. Лучше начинать лишение до полного становления речевого аппарата и закрепления функций письма.

В раннем возрасте дисграфия хорошо поддается лечению, упражнения можно найти здесь и распечатать.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/uprazhneniya-pri-disgrafii.html

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых – EduNeo

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу.

Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними.

Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде.

Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты.

Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированыто есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Источник: https://www.eduneo.ru/igry-uprazhneniya-dlya-korrekcii-disgrafii-i-disleksii-dlya-detej-i-vzroslyx/

Дисграфия у младших школьников: что это такое? Виды, лечение и коррекция: упражнения и задания

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Первые деньки, проведенные за школьной скамьей, иногда становятся для деток не радостным событием, а поводом для тревог и забот.

Переживают и родные: почему же любимый малыш, такой сообразительный, никак не может освоить грамоту, а другие предметы не вызывают затруднений? Частенько под разнос попадают педагоги – мол, не могут обучить ребенка базовым вещам.

Однако, нарушение письма может иметь под собой веское основание, не зависящее от детской лени или слабости учительского состава – дисграфию.

Что такое дисграфия

Дисграфия у детей – наличие систематических одинаковых ошибок при письменной речи по причине нарушения деятельности головного мозга.

Не стоит паниковать, если малыш случайно перепутал местами несколько буковок в домашнем задании. Но если такие описки происходят регулярно – возможно, это уже не невнимательность, а серьезное заболевание.

Впервые ставят диагноз дисграфия младшим школьникам. Даже если ошибаются четырехлетки или пятилетки, это считается абсолютно нормальным явлением.

Классификация

Выделяют следующие виды:

  • Оптическая дисграфия
  • Акустическая дисграфия
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия
  • Аграмматическая дисграфия
  • Проблемы с языковым анализом и синтезом
  • Моторная

Формы дисграфии имеют разнообразную природу. Вышеуказанные виды дисграфии выражаются в следующем:

  1. Оптическая дисграфия:• Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложений (справа налево).• Буквы пишутся не полностью или, наоборот, с лишними частями.

    • Путаются схожие (Ш – Щ, B – Б).

  2. Акустическая, чаще связанная со слуховыми нарушениями, выражающается в подмене друг другом парных букв:• По звонкости-глухости (Д – Т, З – С).

    • Твердости-мягкости (Пример согласных – « комь» и «ком», гласных – «лустра» и «люстра»).

  3. Артикуляторно-акустическая схожа в проявлениях с предыдущей. Возникает из-за неверной артикуляции, ведущей к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  4. Аграмматическая связана преимущественно с грамматической несогласованностью в словосочетаниях («пустой банка», «красивая папа»).• Местами меняются рода, числа, склонения, падежи.• Подменяются предлоги («пойти в прогулку»).• Ошибиться малыш способен даже в проверяемых гласных в корне, если на них не падает ударение.

    Чаще всего встречается в билигвальных семьях, при длительной жизни за рубежом, применении некорректных методик раннего обучения иностранному языку.

  5. Проблемы с языковым анализом и синтезом – это:• Дублирование слогов.

    • Трудности со слитным и раздельным написанием.

  6. Моторная дисграфия, в отличие от других видов, редко бывает связана с ментальными особенностями. Предпосылка появления – неспособность верно управлять рукой при письме, что проявляется:• В низкой скорости.• Постоянном (даже в пределах одного предложения) изменении наклона и размера.• Слишком слабый или сильный нажим, «дрожащие» линии.

    • Скованности движений, особенно при переходе от одного символа к другому.

Таблица “Формы дисграфии”

Причины

Этиология дисграфии связана с целым спектром факторов.

В антенатальный период:

  • Токсикозы, преимущественно в завершающем триместре
  • Резус-конфликт при травмировании плода
  • Алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости матери
  • Внутриутробное инфицирование
  • Сильные стрессы
  • Передозировка медикаментами, не предусмотренными для беременных
  • Химическая интоксикация.

Постнатальные причины дисграфии (сюда же относится и дисграфия у взрослых).:

  • Рахит
  • Вирусные инфекции (ветрянка, желтуха, менингит, энцефалит, грипп)
  • Гипоксия и асфиксия при родах
  • Сотрясения, черепно-мозговые травмы
  • Длительные истощающие болезни
  • Немота или речевые нарушения у родителей
  • Двуязычное окружение
  • Социальная изоляция
  • Перенапряжение нервной системы
  • Чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка.

Диагностика

Симптоматика дисграфии подлежит диагностике логопедов. Тем не менее, наблюдательные мамы обнаруживают важные проявления самостоятельно. Это:

  • Возбудимость
  • Легкая утомляемость
  • Гиперактивность
  • Скачки настроения
  • Проблемы неврологического характера
  • Дислексия
  • Слабый слух
  • Ослабленное внимание
  • Замкнутость

Специалисты используют для диагностики дисграфии школьников тесты. Скачайте и проведите тестирование дома:

Письменные тесты для исследования дисграфии

Коррекция

Лечение дисграфии у младших школьников происходит при помощи упражнений. Коррекция происходит и профессионалами с логопедическими знаниями, и семьей.
Мамы, соблюдая рекомендации логопедов, могут проводить дополнительные мини-уроки самостоятельно. При этом важно соблюдать правила.

  • Заниматься регулярно
  • Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
  • Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
  • Делать перерывы по мере усталости

Занятия должны быть приятным времяпрепровождением, а не наказанием за провинность. Если кроха будет получать от происходящего наслаждение, прогресс наступит значительно быстрее.

Упражнения

Коррекция дисграфии у младших школьников при помощи пальчиковой гимнастики:

Катание резинового мяча с шипами.

«Показ мод» для девочек или «парад» для мальчиков – поочередное перебирание пальцами.

Картины из бумажных шариков.

Торцевание.

Лепка из пластилина или полимерной глины.

Сбор паззлов.

Взаимодействие с шершавой поверхности (строительство песчаных замков, перебор крупы).

Текстовые задания:

  1. Организуйте соревнование по типу «кто быстрее». Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на скорость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.
  2. Пишите короткие отрывки из любимых сказок ребенка. А все оплошности ищите совместно.
  3. Давайте школьнику править тексты с небольшими ошибочками. Злоупотреблять не стоит: неверный вариант может закрепиться в памяти, усугубив ситуацию.
  4. Играйте в ассоциации. Вместе придумайте, на что похожа каждая буква (О – бублик, п – табурет). Отличным подспорьем станут азбуки в стихах с ярким иллюстративным материалом.
  5. Используйте прописи и раскраски.
  6. Обводите буквы в трафарет – это позволит лучше сохранить их силуэт в памяти.
  7. Лепите символы из теста, запекайте в духовке – такой вкусный результат прочно отпечатается в голове.
  8. Вставляйте пропущенные буквы в слово – если уверены, что оно уже отложилось у ребеночка.
  9. Считайте гласные и согласные.
  10. В развивающих детских пособиях и на коробках с готовыми завтраками встречаются игры-лабиринты, где требуется провести животное по определенному пути. Они также весьма полезны.

Письменные задания по дисграфии, скачайте, распечатайте и занимайтесь:

Письменные задания для коррекции дисграфии

Карточки с заданиями по дисграфии

Коррекционные занятия значительно улучшают ситуацию, не забрасывайте занятия, занимайтесь регулярно.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/disgrafiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.